Учитель-логопед: описание, преимущества и недостатки, обучение
Спрос на специалистов в области логопедии планомерно растет из года в год. По данным Всемирной организации здравоохранения, с начала 1990-х годов во всем мире неуклонно и последовательно увеличивается количество детей дошкольного возраста с диагностированными нарушениями речи.


В организме человека речевая деятельность напрямую связана с работой центральной нервной системы, т.е. головного мозга. При различных аномалиях строения головного мозга, вызванных травмами во время родов или другими наследственными или иными патологиями, у ребенка возникают проблемы с памятью, мышлением, вниманием и другой психической деятельностью, выраженные в той или иной степени.
Современные нейробиологи доказали, что если у ребенка есть дефект речи, у него впоследствии будут проблемы в области интеллектуального развития. Самым благоприятным и эффективным временем для устранения речевых нарушений является дошкольный возраст. Проблемы этого типа решаются врачами-специалистами, в том числе логопедом.
Особенности профессии
Логопед – это высококвалифицированный специалист, изучающий различные дефекты речи, их причины и методы устранения. С целью нормализации процесса логопедии логопед использует специально разработанные приемы и методы, позволяющие улучшить или полностью восстановить речевые функции у взрослых и детей.
Профессия логопед относительно новая. Логопедия была впервые применена в начале 17 века в Европе. Изначально логопед работал с детьми, имеющими нарушения слуха. И только спустя почти три столетия логопедия приняла те формы, которые были направлены именно на работу с коррекцией речевых функций. В целом работа логопеда заключается в том, чтобы научить человека правильно произносить все звуки родного языка.
Чтобы коррекция речи была эффективной, логопед должен знать основы такой науки, как психология, ведь речь и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой. Многие дефекты речевого воспроизведения имеют психологические корни и значительно реже врожденные анатомические аномалии. Нарушения речи могут появиться в жизни человека не только в раннем детстве, но и в любом другом возрасте, например, после инсульта. Поэтому профессиональный педагог-логопед должен в совершенстве владеть различными методиками, чтобы уметь работать с учащимися всех возрастных категорий.
В настоящее время профессия логопеда делится на одну, которая занимается только детьми, и другую, которая занимается только взрослыми пациентами. Обязанности обеих категорий этой профессии в основном схожи, разница лишь в методах подхода к обучаемому.
Логопед осматривает пришедшего к нему ученика и определяет степень его дефекта речи, после чего педагог составляет план мероприятий по коррекционной работе.
Плюсы и минусы
Многие ошибочно полагают, что логопед больше врач, чем педагог. С одной стороны, это может выглядеть так, но профессия логопеда подразумевает симбиоз педагогики и в какой-то степени медицины. Задача учителя состоит не в том, чтобы лечить больного, а в том, чтобы научить его произносить буквы и звуки. При этом стоит отметить, что профессии под названием «логопед» как таковой не существует. Часто вызывают специалиста с медицинским образованием, прошедшего повышение квалификации в области дефектологии.
Профессия дефектолога не только широко признана полезной, но и очень востребована. Это позволяет людям улучшить качество своей жизни и дает им возможность реализовать себя. Но помимо своей человеческой ценности, логопедия имеет и другие преимущества.
- Зарплата логопеда не очень высокая, но всегда есть возможность подработки в виде частных консультаций по договорным ценам, и каждый логопед волен выбирать время таких частных консультаций по своим возможностям.
- Логопеды востребованы везде. Работа доступна в детских садах, школах, поликлиниках, частных образовательных центрах, реабилитационных центрах и так далее.
- Продолжительность работы логопеда зависит от ее усмотрения. В этой профессии нет невыразимых предпосылок, таких как возраст. Даже на пенсии этот специалист вполне может продолжать свою работу как официально, так и частным образом.
Несмотря на все плюсы, как и в любом другом деле, в логопедии есть и минусы.


- Занятия, проводимые с детьми разного темперамента, постоянно требуют большого умственного напряжения и физической выносливости. Часто логопед должен не только заниматься проблемами с функционированием речи, но и выступать в роли психолога, который должен выслушать историю болезни пациента и подойти к ситуации с сочувствием и пониманием.
- В дополнение к любой другой рабочей нагрузке воспитатель обязан вести необходимую документацию, особенно для тех специалистов, которые работают в государственных учреждениях. Количество документов, создаваемых для каждого участника обучения, с каждым годом увеличивается, что является значительной нагрузкой для каждого специалиста.
- Успех и результат работы логопеда во многом зависит от самого больного, от его желания и настроя на устранение дефекта речи. Возможности и мотивация каждого человека различны и бывает, что ученик по разным причинам не стремится к достижению результатов занятий, несмотря на усилия и высокий уровень профессионализма логопеда.
- Результаты занятий или даже незначительное улучшение, например, алалии, заикания, афазии могут проявиться не сразу, иногда их можно ожидать только через 3, а то и 5 лет напряженной работы.
В этой профессии очень важно умение соблюдать профессиональную этику. Необходимо правильно определить те методы и психологические подходы к ученику, которые будут побуждать его к регулярным и продуктивным занятиям, но при этом сам дефектолог всегда должен быть вежлив, тактичен и сдержан.
Навыки и знания
Многие люди, в основном девочки, конечно, выбирают свою будущую профессию еще в школе, склоняясь к дефектологии. Однако, чтобы быть настоящим логопедом, сам специалист должен владеть грамотной и четкой речью без дефектов речи. Кроме того, важна и общая культура речи. При общении со школьниками всех возрастов не следует допускать орфографических и стилистических ошибок, важно не использовать неряшливые выражения. Речь логопеда всегда является образцом для его воспитанника, который учится и совершенствует свои навыки говорения путем подражания.
Для выполнения своей профессиональной деятельности логопед должен знать и понимать физиологию и механизм человеческого голоса, иметь некоторые познания в анатомии. При работе с людьми с дефектами речи специалист должен знать науки об этике, педагогике и основах детской психологии.
Логопед должен разбираться в явлениях, связанных с нарушениями речи человека, и уметь их корректировать.
Обучение
Задумываясь о том, как выучиться на логопеда, некоторые выпускники школ ошибочно полагают, что нужно пройти лишь определенные курсы. Однако вы должны понимать, что их выполнение не дает вам права заниматься преподавательской работой при официальном трудоустройстве. Дело в том, что курсы специалистов — это всего лишь программа переподготовки людей, уже имеющих базовое медицинское или педагогическое образование. Чтобы стать логопедом, необходимо окончить вуз (ВУЗ), в котором есть кафедра дефектологии или логопедическая кафедра.
Для обучения в профильном вузе необходимо заранее подготовиться, приняв участие в углубленных курсах, которые необходимо пройти после 11 класса:
- биология;
- Русский;
- социальные науки;
- Литература или математика (в зависимости от требований университета).
Основными предметами для поступления в вузы станут биология и русский язык, которые определяют количество кредитов, учитываемых при приеме на бюджетную форму обучения. Список предметов может быть изменен или дополнен в зависимости от требований вуза, в котором вы хотите учиться. Поэтому лучше заранее узнать о требованиях университета.
Однако, в дополнение к исследованиям, вам также необходимо получить медицинский сертификат от речевого терапевта, заявив, что у вас нет речевого дефекта. Кроме того, многие университеты проводят переговоры с кандидатами, чтобы определить способность изучать по своему выбору. Это тип теста и должен быть подготовлен заранее, тщательно разрушив вашу устную презентацию в виде короткой речи.
Лучший профиль российских университетов, который может быть завершен в качестве базового образования:
- Р. Валленберг в Институте специального образования и психологии;
- Государственный педагогический университет А. И. Херзен;
- Шолохов Московский государственный университет гуманитарных наук;
- Московский государственный университет психологии и социальных наук;
- Ленинградский государственный университет А. С. Пушкин;
- Государственный педиатрический университет в Санкт -Петербурге;
- К. Минин Нихни Новогрод Государственный педагогический институт;
- Государственный педагогический институт Ярослава названия К.Д. Uszyński.
Завершение более высоких и специализированных курсов профессионального развития в области дефектологии не означает, что именно так ваши дальнейшие знания должны закончиться. Напротив, речевой патолог, который оказывает помощь высококачественной помощи для своих учеников, должен постоянно изучать новые и улучшать методы, которые создаются в корректирующей работе с дефектами произношения.
Кроме того, необходимо постоянно расширять свои знания о педагогике и психологии.

