Ребёнок не выговаривает звук «р»: что делать? И ещё 10 вопросов логопеду
Мы знаем, что логопед дает детям звук «р» и учит произносить шипящий звук. Это также успокаивает родителей, которые обеспокоены тем, что их ребенок не сможет справиться с произношением. Логопед, филолог и писатель Ксения Беленкова рассказывает, кому еще нужен такой специалист и чем он может помочь.


1. Кому нужен логопед?
Зрители, которые быстро издают звуки, обычно высоко ценятся. Но на самом деле работа этих специалистов не ограничивается произношением: они лишь верхушка айсберга. Чтобы ребенок гармонично развивался и научился эффективно писать и читать, необходимо развивать и корректировать все стороны речи.
Логопед может помочь со следующими проблемами и задачами развития речи:
- Работайте над грамматикой. Например, ребенку необходимо правильно согласовывать слова и избегать ошибок типа «волчий хвост».
- Расширение словарного запаса. Речь ребенка не должна ограничиваться узкими рамками повседневной речи – сделать речь богаче и выразительнее помогает логопед.
- Улучшение связного выражения и способности использовать сложные утверждения.
- Развитие фонематического слуха. Дошкольникам важно уметь различать сходные звуки речи («ч-ч», «ш-з», «с-сз») и производить звукоанализ и синтез (находить место данного звука в слове и быть возможность комбинировать их друг с другом).
- Построение слоговой структуры сложных слов. Некоторым детям трудно произносить такие конструкции, как «телевизор» или «велосипед». Вместо этого они говорят такие вещи, как «телевидение» и «строительные леса». Специалист поможет вернуть все слоги на место.
Речевые ошибки, связанные с плохим фонематическим слухом или зрительным восприятием букв, могут повлиять на обучение ребенка. Но своевременная работа над ними со специалистом поможет ребенку успешно освоить русский язык и программу для чтения литературы.
2. Когда ребенок должен начать говорить?
Скорость развития речи у детей разная. Если говорить о средней норме, то считается, что к трем месяцам малыш начинает шуршать, то есть издавать гласные звуки. Шестимесячный ребенок уже лепечет — произносит слоги «гу», «ма», «пока», «ба». В годовалом возрасте появляются первые слова, а в два года — предложения. И вот важное пояснение! Это предложение может быть как растянутым, например «Мама, дай попить», так и «неправильным», состоящим из пары т.н. тарабарские слова: «Мама, давай. Оба в возрастном цензе. Так что не паникуйте, если ваш двухлетка говорит легче и хуже своих сверстников. Есть большая вероятность, что он скоро их догонит и перегонит» .
3. В каком возрасте и зачем нужно обращаться к логопеду?
Произношение принято учить с 4-5 лет. Если проблема только в том, что ребенок плохо говорит, можно спокойно подождать до этого возраста. К 5 годам дети уже способны понимать и выполнять все упражнения, необходимые для быстрого и совершенного воспроизведения звуков.
Есть ли причины, по которым ребенку следует обратиться к логопеду в возрасте до 4 или 5 лет? Да. Если к двум с половиной годам в речи ребенка не было даже простых и неправильных словосочетаний типа «иметь, дать», ждать не стоит. Если ребенок не говорит, компенсаторную работу следует начинать с 3-летнего возраста, чтобы решить проблему до школы.
4. Может ли неговорящий ребенок заговорить сам?
Мы все слышали истории о детях, которые плохо говорили или вообще не говорили до школы, а затем внезапно «взорвались». Стоит ли верить этим историям? Возможно нет. Если ребенок 3 лет совсем не разговаривает, без помощи специалиста эту проблему не решить. Кроме того, ребенка с выраженной задержкой речевого развития могут просто не принять в общеобразовательную школу, и ему, скорее всего, будет предложено коррекционное обучение. Кроме того, если ребенок не может произнести звук «р» в школе, без помощи логопеда, он рискует не выучить его.
5. Сколько нужно заниматься с логопедом, чтобы исправить речь ребенка?
По результатам первой диагностики логопед сможет наметить примерный путь коррекции, индивидуальный для каждого ребенка. Работа со специалистом может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Сроки зависят от того, насколько серьезным является инвалидность. Если это включает в себя воспроизведение нескольких звуков, это можно сделать за небольшое количество сеансов. Однако если у ребенка есть проблемы с различными аспектами речевого развития, работа займет много времени. Многое зависит от мотивации ребенка и его индивидуальных компенсаторных возможностей. При этом иногда сложные диагнозы решаются быстро, а легкие преследуют человека годами.
6. Может ли родитель самостоятельно поставить ребенку звуки?
Сейчас в интернете можно найти множество логопедических комплексов, а также видео с материалами для артикуляции звуков. Если речь ребенка не сильно нарушена, родитель сможет справиться с проблемой самостоятельно, если проявит достаточно терпения, усидчивости и ответственности.
Однако даже логопед не всегда может справиться с такой задачей профессионально и быстро, а тяжелые нарушения речи встречаются гораздо чаще, чем легкие.
Как и любое ремесло, логопедия и звукоизвлечение — это вопрос опыта. За этапом производства звука следует не менее важный период автоматизации звука. Это последовательная работа, в которой нельзя пропускать необходимые шаги.
Попробуйте сами поработать над звуками, если это получается быстро и хорошо. Это не работает? Не изнуряйте ребенка упражнениями, найденными в Интернете, и попросите у специалиста индивидуальный комплекс.


7. Как выбрать специалиста, который сумеет помочь вашему ребенку?
Обратитесь к его предыдущему опыту и мнению. Посмотрите, наладил ли он контакт с вашим ребенком, ведь человеческий фактор очень важен при такой работе. И самое главное, следите за динамикой: эффект от первого сеанса должен проявиться практически сразу!
8. Специалист рекомендовал подрезать подъязычную уздечку. Это правда необходимо?
Длинная (растянутая) уздечка нужна для произнесения звуков «верхних рем» («л», «р», «сз», «г»). Язык находится сверху, когда мы это произносим. Если уздечка короткая, язык тянется вниз и не может достать до неба, поэтому звуки издаваться не могут. Некоторые логопеды сразу же направляют ребенка на подрезание (подрезание) уздечки: это способствует ее удлинению.
Если логопед рекомендовал подрезать уздечку, но его мнение не подтверждено ортодонтом или стоматологом, стоит провериться еще у одного-двух специалистов. Не все логопеды одобряют столь кардинальные меры. Как было сказано выше, подъязычную уздечку подрезают (рассекают) с целью ее удлинения. Однако растянуть короткую уздечку можно и специальными артикуляционными упражнениями.
Однако в этом случае стоит подготовиться к периоду работы с логопедом и уделить ему должное внимание. Однако если родитель ждет быстрых результатов и не готов уделять 10 минут в день специальным упражнениям с ребенком, решение о подрезке уздечки может быть правильным. Сама операция не сложная — все заживает всего за неделю, долгого восстановления не требуется, даже швы не нужно снимать.
9. В каком возрасте исправить звукопроизношение уже не получится?
Человека можно научить правильному произношению звуков в любом возрасте. Даже взрослый человек может прийти к логопеду для исправления конкретного дефекта. Чтобы поставить звук на средние и высокие учащиеся, хороший логопед способен сделать это за одно-два занятия. Сложности ждут вас позже — на этапе автоматизации. Когда человек всю жизнь произносит звук неправильно и он закрепился в его речи, ему придется много работать и сильно контролировать себя, чтобы изменить его.
Например, вы можете правильно читать стихи, но в повседневной речи, которая сопровождается эмоциями, вас еще долго будет преследовать привычный, но неправильно сформированный навык. Однако если ребенок сильно мотивирован (например, выбрал профессию, требующую правильной речи), он справится.
10. Когда нужно учить ребенка читать?
Не следует учить ребенка читать, пока его произношение не будет исправлено. Если ребенок неправильно использует звуки, он не сможет правильно читать, например, перепутает «с» и «сз», «б» и «н», если перепутает их или не сможет отчетливо слышать.
Как я могу избавиться от путаницы? Сначала произносите буквы как звуки: «р», а не «эр», «л», а не «эль».
Второе правило — читать по слогам, а не по буквам. И первый навык, который может захотеть освоить ваш ребенок, — это сочетание согласных и гласных звуков.
Многие считают, что научиться читать и писать по «Букварю» Надежды Жуковой несложно.
11. Полезно ли для ребенка раннее развитие?
Удовлетворить искреннее желание ребенка всегда стоит! Если ваш ребенок хочет выучить буквы в 2 года, а таблицу Менделеева в 3 года, дайте ему такую возможность. Хуже, когда ребенок хочет играть (а игра — ведущая развивающая деятельность дошкольника), но родитель настаивает на том, чтобы научить его тому или иному. Ребенок еще не может различать слуховые звуки или правильно их произносить, а уже учится читать, писать и говорить на нескольких языках.
К сожалению, это только усугубляет проблемы и в какой-то момент ребенок рискует скорее отстать в плане развития, чем обогнать своих сверстников. Именно поэтому важно заботиться об индивидуальном темпе развития ребенка. Не перегружайте их, дайте им возможность проявить личную инициативу, найти мотивацию, проявить интерес — и тогда они смогут использовать весь свой потенциал.

