1.Предмет педиатрии, цели и задачи. Основные этапы развития и становления
Педиатрия – это изучение закономерностей нормального развития детей, причин и механизмов заболеваний, а также их диагностика, лечение и профилактика.


Педиатрия изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, методы их диагностики, лечения и профилактики. Цель педиатрии — обеспечить всем детям благоприятные условия для реализации их врожденного, естественного потенциала развития, а в случае заболевания — для сохранения и восстановления здоровья.
Условно педиатрию можно разделить на:
Профилактическая педиатрия – это система мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и инвалидности.
Клиническая педиатрия охватывает диагностику, лечение и поэтапную реабилитацию больного ребенка.
Социальная педиатрия направлена на предотвращение отклонений в росте и развитии ребенка.
Экологическая педиатрия — относительно новая развивающаяся наука, изучающая последствия антропогенных воздействий окружающей среды на детский организм.
Педиатрия как самостоятельная дисциплина появилась в России в 19 веке. Первой больницей была Св. Николая в Петербурге в 1834 г., позднее ему было присвоено имя Филатова. Второй состоялся в 1842 году в Москве, также впоследствии названной именем Филатова. Второй был в Москве в 1842 году, также позже названный в честь Филатова. 1844 г. в Петербурге — Елизаветинская больница, позднее названная именем Пастера.
В 1869 году герцог Ольденбургский построил госпиталь, который сейчас называется Раухфус. До 20 века здесь было 25 больниц. В 1876 г. — госпиталь во Влодзимеже.
Создатель педиатрии в России — Хотовицкий Степан Фомич. Первый учебник — 1847 г. Педиатрия. Первый курс детских болезней был проведен в 1836 г. по детской физиологии, патологии и инфекциям. «Объединение теоретической и практической подготовки студентов у постели больного».
Периоды детства: 1-й подготовительный период — формирующая наследственность, здоровье гамет и преконцепционный период (2-4 месяца), 2-й внутриутробный период — собственно зародышевый (8 дней), в котором появляются различные аномальные гены и хромосомы, имплантационный период (2 дня), в котором могут возникать пороки развития, аплазия и гипоплазия, эмбриональный период (5-6 нед), в котором появляются эмбриопатии или пороки развития, эмбриональный период (2 нед), пр-рот внутренних образований. Начиная с 9 недель фетальный период может быть ранним и поздним; на ранней стадии у нас может быть задержка роста, а на поздней стадии — преждевременные роды. Интранатальный период – от схваток до перерезания пуповины. Это может привести к травме неонатального нерва, нарушению пуповинного кровообращения и нарушению дыхания. 3 Постнатальный период — ранний неонатальный период (до 7 дней) и поздний неонатальный период до 28 дней. Младенческий возраст до 12 месяцев. Детский сад 1-3 года, риск инфекций органов дыхания, отравлений, травм, воспалений миндалин и глазных яблок и др. Детский сад — до 6 лет, первые нарушения осанки, вызванные физической нагрузкой, травмами, аллергиями, инфекциями. Младший школьный возраст — 7-11 лет, развитая моторика, особенности прикуса, половой деморфизм, возможно наличие хронических инфекций, нарушение зрения, физического развития. Старшая школа — 12-18 лет — половое созревание, рост, метаболическая, эндокринная, созревание, вегетативная, соматическая патология.
Классификация Аршавского И.А.
Стадия развития новорожденного – от рождения до окончания грудного вскармливания 2.
2. Период лактотрофного вскармливания — до введения плотного прикорма
3. Период совмещения молока с прикормом — до реализации п. стоя
4. Дошкольный возраст – овладение актами локомоции, формирование походки и бега.
5. Дошкольный возраст — до появления первых постоянных зубов
6. Младший школьный возраст – до первых признаков полового созревания.
7. Старший школьный возраст — до конца подросткового возраста
2. Физическое развитие — определение. Основные законы развития ребенка. Изменения длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменения пропорций тела, типа телосложения в процессе роста. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной систем и др.) Особенности физического развития подростков, возникающие в результате перестройки эндокринной системы. Понятие об ускорении и замедлении развития ребенка. ЗДЕСЬ
Термин «физическое развитие» относится к динамическому процессу изменения размеров, пропорций, состава тела, мышечной силы и работоспособности.
К показателям физического развития относятся:
Морфофункциональное состояние — вес
Оценка физического состояния ребенка включает такие критерии, как рост и развитие. Определен термин «высота».
количественный
Термин «рост» определяется количественными показателями — прибавкой в весе, длиной тела и объемом органов. С другой стороны, термин «развитие» относится к.
качественный
качественные показатели, т.е. морфофункциональные изменения организма, его органов и систем.
Снижение темпов роста с течением времени
неравномерное изменение скорости роста
— период первого «полного» или первого «округления» приходится на возраст от 1 до 4 лет. Характеризуется преобладанием прироста массы тела над длиной тела;
— период первой «ломки» происходит с 5 до 7 лет. Увеличение длины тела превышает вес;
— второй «полный» или «округляющий» период приходится на 8-10-летний возраст;
— период второй «ломки» приходится на возраст от 11 до 15 лет;
— период очень медленного роста, с 15 до 20 лет.


Изменение пропорций тела с возрастом или краниофеморальный градиент
Отмечается уменьшение высоты головы, которая составляет 1/2 длины тела плода в 8 нед гестации, 1/3 в 20 нед, 1/4 у новорожденного и грудного ребенка, 1/5 от 1 до 4 лет, 1/ 6 от 5 до 7 лет, 1/7 от 8 до 10 лет, 1/8 длины тела старше 10 лет. При относительно постоянной длине туловища (40 % тела) относительно преобладает рост конечностей. В процессе роста происходит смещение средней точки тела и соотношения верхних и нижних сегментов тела.
Рост в зависимости от пола
Мальчики выше, девочки выше.
Изменения массы тела и длины тела на первом году жизни
К 4 месяцам вес удваивается
В 1 год вес увеличивается втрое.
Продолжительность в первый год — 1 мес — 3, 2 мес — 3, 3 мес — 2,5, 4 мес — 2,5. 5,6,7,8 — 2 см, затем 1,5 см. В год длина тела 25 см.
в 1 год масса тела = 10,5 кг
Длина тела = 75 см
На второй год длина тела увеличивается на 1/2 прироста первого года (12-13 см).
Через три года 1/3 (7-8 см)
На четвертом году 1/4 (5-6 см)
В 4 года средний рост 100 см.
В 4 года средний прирост 6 см в год
Окружность головы при рождении 34-36 см, до 1 года 46 см, до 5 лет 50 см, до 10 лет 55 см. Окружность головы при рождении больше окружности грудной клетки, в отличие от возраста 1 года.
Вес в первый год — 1 мес 600, 2 мес — 800, 3 мес — 800, 4 мес — 750, 5 мес — 700, год — 7150 г.
Рост и развитие ребенка регулируются генетическими и нейроэндокринными факторами.
Инсулин, эпидермальный фактор роста, тироксин, гены, плацентарный лактоген, плацентарные гормоны, маточный кровоток, тиреоидные гормоны, СТГ, адрогены.
Первые 5 демонстрируют наибольший рост гормонов щитовидной железы, стимулируя остеогенез и созревание скелета. После 2 лет активность доли гипофиза увеличивается, а секреция СТГ увеличивается. Половые гормоны в подростковом возрасте. Андрогены обладают анаболическим действием, ускоряют рост и усиливают развитие мышечной ткани. Эстрогены в физиологических дозах ускоряют рост в период полового созревания, а в более высоких количествах подавляют и останавливают линейный рост.
К факторам, подавляющим рост, относится соматостатин, подавляющий выработку рилизинг-гормона гипоталамуса. Глюкокортикоиды также тормозят ростовые процессы, угнетая синтез белка, а также проблемы во время беременности.
Процентильные таблицы
Антропометрическая техника измерения
Измерение длины тела
Длина тела детей в первые 2 года жизни измеряется с использованием стадиона в виде платы с сантиметровой шкалой (рис. 2-7 на вставке). Голова ребенка должна быть сильно прижата к стационарному бару. Голова должна быть расположена так, чтобы нижний край гнезда глаз и верхний край внешнего слуха мог быть в той же вертикальной плоскости. Ноги ребенка выпрямлены мягким давлением на колени, а подвижный стержень сильно прижат к пяткам (пальцы ребенка выпрямлены).
Измерение массы тела
Вес ребенка следует измерять по специальному электронному весу для детей с максимальной грузоподъемностью 10 кг и точностью до 1 г. Измерение массы тела у детей старшего возраста выполняется на специальном медицинском весе с утра Точность 50 г.
Измерение окружности головы и груди
Окружность головы и груди должна быть измерена с помощью мягкой меры. В случае окружности головы лента должна быть приклеена к задней части внешней затылочной случайной выпуклости и переводится вокруг трансферных арок спереди (рис. 2-8 на вставке). Лента должна быть слегка сжата, чтобы прижать волосы. Чтобы измерить окружность груди, поместите ленту сзади под нижние углы лопастей, с вытянутыми руками и передней частью над сосками. Разница не более 2 см!
Правильное развитие тела (средняя гармоничная) — длина тела ребенка соответствует его возрасту ( — 5-10%), а масса тела соответствует длине.
— непропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие, неадекватное, чтобы возрасти с отклонением длины или веса более 10%.

